Смешанное обучение (Blended learning) или гибридное обучение — обучение, которое предполагает сочетание очного формата передачи знаний и умений с онлайн-форматом.
Обучение считается смешанным, если в его основе лежит одна программа, которую преподают (то есть доносят до слушателя) в разных форматах. В случае, если изучение предмета проходит в очном формате, а онлайн-часть служит источником дополнительных (факультативных) знаний, такой формат обучения считать смешанным некорректно.
Пропорция очной и онлайн-части никак не регламентируется и определяется в ходе создания курса/программы. При этом можно выделить два параметра, на которые стоит обратить внимание при выборе пропорции: время и тип активности.
Первый подход — по времени — используется, когда количество очных занятий/сессий чем-либо ограничено. Например, это связано с загрузкой преподавателя/спикера или с желанием оптимизировать затраты, так как аренда помещений часто выливается в большие расходы.
Второй подход применяется исходя из целей обучающего курса или программы. Например, если цель курса — обучить навыку письма, то программу можно выстроить таким образом, чтобы максимальное количество часов было посвящено работе в очном режиме: практика, обратная связь по эссе и другим видам письменных работ. А теоретический материал доносился в виде статей, заранее записанных видео-лекции — то есть в режиме онлайн. Такой формат еще называют перевернутый класс или flipped classroom.
Другой пример программы, составленной по типам активностей, — перевод индивидуальных консультаций в формат онлайн. В таком режиме все командные активности проходят в классе, а дополнительные коммуникации один-на-один осуществляются дистанционно.
Смешанное обучение — это: