Сервисы для учебы и проектной работы: итоги EdCrunch

Поделиться

С 12 по 14 сентября в Москве прошла одна из крупнейших в Европе конференций о новых образовательных технологиях EdCrunch. В этом году прозвучала сотня выступлений об эффективном, вовлекающем и персонализированном обучении.

Центральной темой EdCrunch 2016 стало “Смешанное обучение” — фонд New Media Consortium и ассоциация Educause включили его в шестерку главных трендов образования на ближайшие 5 лет.

Cмешанное обучение — совмещение оффлайн и онлайн-обучения, когда ученик сам выбирает время, место и темп обучения, но может лично обратиться к преподавателю. При таком обучении дети сами принимают решения и распределяют время на уроки, а взрослые учатся дома и в метро, в одиночку или в группе — как им комфортнее.

В классе учитель тоже использует цифровые технологии — электронные учебники, интерактивные доски, мультимедийные презентации, веб-сервисы.

Новости смешанного обучения в России и мире

С 1996 по 2008 год в Америке проводились исследования, сравнивающие очное, онлайн и смешанное обучение. Специалисты Стэнфордского университета проанализировали результаты тысячи исследований и установили, что отдельно онлайн- и оффлайн обучение дают примерно одинаковый эффект, а вот их совмещение дает значительный прирост результатов.

В 2011 году в Австралии более 600 университетских преподавателей запустили совместный Проект по Внедрению Смешанного Обучения. Изучали возможности синхронного смешанного обучения на примере 7 различных курсов своих университетов.

Студентам, участвовавшим в проекте нововведение понравилось: они назвали смешанное обучение более гибким и подходящим для них. Более 70% хотели бы, чтобы такую систему ввели и на других курсах.

В 2013 году результаты своего исследования представили преподаватели Гарварда. Они искали наиболее эффективные методы смешанного образования и выявили следующие особенности:

  • Студентам нравится учиться в удобном для себя темпе, но важно быть на связи с преподавателем;

  • Основной недостаток, который видят студенты в онлайн-курсах – отсутствие новой информации и повторение того, что изучалось в классе.

Российские ВУЗы тоже внедряют элементы смешанного обучения. В 2010 году преподаватели МИСиС совместно с Cambridge University Press разработали интерактивный курс английского языка для инженеров-международников Touchstone@MISiS.

Пробуют новый формат и российские школы. В 2012-2013 годах в эксперименте по совмещению классно-урочной системы с онлайн-курсами участвовали учебные заведения из 7 регионов России. С 5 октября этого года во всей стране стартует проект "Российская электронная школа", для которого учителя разработали интерактивные уроки по всем школьным предметам. Все 11 классов и финальная аттестация теперь доступны онлайн в  формате смешанного обучения.

Сервисы для очного, смешанного и онлайн-обучения

Электронная часть подобных интерактивных уроков — не учебник в формате PDF, а полноценный онлайн-урок: с групповой работой, проверкой знаний, обратной связью, видео-, аудио- материалом и другими инструментами. На EdCrunch 2016 приглашенные эксперты Webinar Academy рассказали о сервисах для:

  • организации учебного процесса и класса, сбора и анализа данных учеников, обратной связи;

  • презентаций, инфографики, лонгридов, медиаконтента;

  • организации проектной работы, онлайн-встреч, консультаций.

Так, Александр Михеев, IT-директор школы Летово, вместе с группой специалистов тестирует форматы смешанного обучения вместе с преподавателями. В своем выступлении он рассказал о новых сервисах для организации и создания контента, один из которых Medium — бесплатная, функциональная и эстетичная платформа от создателей Blogger и Twitter. Здесь пользователи запускают курсы и студенческие журналы, пишут статьи, делятся медиаконтентом с YouTube, Vimeo, Twitter, SoundCloud, Instagram. Материал легко перепостить и прокомментировать всю статью или абзацы; лайки, шеры и просмотры отражаются в статистике по блогу. В два клика публикации можно присвоить уникальный домен — с названием курса, например.

На Medium уже ведет свой блог Гарвардская высшая школа  образования, Департамент образования США, университеты Кэмбриджа и Оксфорда. Стенфордский университет создает тут онлайн-курсы, а в 2013 году Джошуа Дэвис и Джошуа Берман опубликовали здесь роман «Наемник».

Мария Лебедева, заведующая лабораторией инновационных средств обучения русскому языку Института Пушкина и главный редактор Webinar Academy, рассказала об опыте преподавателя в смешанном обучении и востребованных сегодня навыках — проектном мышлении, работе в команде, цифровой и мультимодальной грамотности.

It’s not safe to study alone!

Попытки обучать этим навыкам реальных учеников часто встречают сопротивление. Например, важнейший для будущего социального взаимодействия навык командной работы: вы даете общее задание группе студентов, подразумевая, что они должны самостоятельно распределить роли, договориться о взаимодействии и общими усилиями выполнить поставленную задачу. В реальности студенты идут по пути наименьшего сопротивления: разделяют задачу на части, каждый выполняет свою, в конце объединяют в один доклад и вместе выступают.

В таком случае организовать коллаборативную работу можно, используя прозрачные и удобные сервисы. Они привычны студентам, а преподавателю позволяют в режиме реального времени контролировать и корректировать процесс. Преподаватель “присутствует” на дискуссии и может направлять ее течение.

  • Для групповой работы над текстовыми документами, таблицами, презентациями, составления опросов и голосований — это Google Docs.

  • Для работы над совместными идеями и доведения проекта от концепта до результата — виртуальные доски Conceptboard, RealtimeBoard, Padlet и сервис ThinkBinder.

  • Для создания виртуальных классов с проверкой домашнего задания и получения обратной связи от учеников — онлайн-платформа на основе вики-разметки Wikispaces.

Также Мария Лебедева рассказала о цифровой грамотности при переносе оффлайн активности в онлайн: в очном обучении мы спрашиваем, сдаем и загибаем страницы, в онлайне мы комментируем, отправляем и добавляем в закладки. Когда преподаватель планирует курс, каждое задание должно стать интерактивным и не отличаться от каждодневной цифровой жизни: энциклопедический том станет лонгридом и инфографикой, глава из учебника — графиком, разветвленная структура — интеллектуальной картой.

О последних поговорим в следующий раз: какие онлайн-сервисы используются для создания интеллектуальных карт, или mind maps, как визуальная структуризация идей применяется в образовании и делает групповое взаимодействие более результативным.

Поделиться
Комментарии

Автор статьи