Почему ваш онлайн-курс не работает: советы для начинающих

Поделиться

Школьники обожают не те предметы, по которым сдавать ЕГЭ, а те, на которых интересно. Взрослые не такие честные — сидят и слушают скучные лекции профессоров, чтобы потом никогда не вспомнить теорию на работе. Мы привыкаем к скучной и бесполезной учебе, хотя она такой быть не должна.  

Сегодня редактор Webinar Academy Мария Флейтман расскажет о том, как хорошо научить. А особенно, как это делать дистанционно.

Не так давно я решила пройти курс по корпоративным финансам. Выбрала самый базовый из предложенных на Курсере, посмотрела превью — лектор показался приятным, слушать интересно. Но после пары лекций стало понятно: больше возвращаться к курсу не хочется. Запомнить ничего не удается, занятные примеры только запутывают, лектор раздражает. Проблема в том, что курс не был грамотно спроектирован: после смысловых блоков не было тестов, термины объяснялись впопыхах, а примеры были американскими.

Если проблема не в материале — то как строить программу, чтобы курсы приносили плоды?

Последние десять лет развиваются теории о том, как строить обучение — от школьных программ до кратковременных тренингов для сотрудников компаний. Наука получила название педагогического дизайна (Instructional Design). Ученые в этой области совместно с  когнитивными психологами разрабатывают универсальные обучающие приемы: в группах разных составов проводят эксперименты на восприятие и память, изучают формирование навыков так, чтобы любая образовательная программа — от двухнедельного курса до полноценной школьной или вузовской программы — была осознанной, работала со своей аудиторией и эффективно измеряла результат. После нескольких лет экспериментов можно говорить о научной основе некоторых принципов, о которых я и расскажу.

Подготовка

При планировании любого обучения — в школе с учителем, в университете с одногруппниками, в интернете в одиночку — чаще всего опираются на общее представление о предмете, количество часов и общую цель обучения — например, сдачу ЕГЭ. Такая система не сильно поможет, если среди ваших учеников есть и те, кому нужно подтянуть базовые знания, и те, кто собирается писать олимпиады. Поэтому первым делом при планировании курса изучайте аудиторию.

За основу взята модель обучения Atkinson & Shiffrin (1968)

Определите свою аудиторию

В моем курсе по финансам на Курсере преподаватель не представляет тех, кому рассказывает и говорит о том, что ему ближе — об Америке. На курс подписываются люди со всего мира — они далеки от того, что происходит на американских биржах.

Пока вы не узнали, кто ваши ученики, курс не принесет им пользы. В начале занятий — а лучше, еще до начала — четко опишите потенциальных учеников, их результаты и прямую пользу. Люди почувствуют заботу и, даже если не запишутся сейчас, запомнят вас как профессионала.

Настройте на волну

С первыми учениками у вас есть отличная возможность узнать, кто они, откуда и что уже знают. Это поможет правильно расставить акценты — уделить больше времени теории для новичков и практике для продолжающих, выбрать формат обучения, сформировать правильные ожидания от курса.  

Начните с известного

В начале занятий уделите время знакомым понятиям — проговорите термины, обратите внимание на бытовые ситуации, в которых ученик уже бывал. К примеру, в курсе по финансам удачным началом будет рассказ о простом походе в магазин — как человек экономит, если покупает продукты по списку, а не тратит по 3 000 рублей в месяц на спонтанные покупки. Это осязаемая ситуация и сумма — а значит, ваш рассказ касается каждого ученика.

Обучение

Ставьте цели

Новая информация не будет усвоена, если учитель дает слишком много данных или не объясняет, как они соотносятся с главной целью. Напоминайте ученикам, как каждый этап обучения поможет конечному результату, что им уже известно по теме и какую практическую пользу они уже получили.

Показывайте ситуацию с разных сторон — например, если человек легко представит себя в магазине, со списком покупок в руках, обратите его внимание и на красивое печенье перед ним, и на компьютер, который он купит на сэкономленные деньги. Когда в классе снова прозвучит пример магазина, ученик сразу вспомнит себя и включится в логику занятия.  

Спрашивайте

Все бывали на таком уроке — учитель объясняет, все ясно. Спрашивают — все сидят молча и надеются, что вызовут не их.

Чаще всего с первого раза людям сложно все усвоить — поэтому просите решать задачи, аналогичные разобранной, чтобы каждый сам доходил до решения. Чем больше информации “прорешает” сам ученик, тем вероятнее, что информация уложится в долговременную память, а значит, при любом упоминании подобной ситуации он будет вспоминать разобранную задачу.

Применяйте

Не засиживайтесь на теории. Самое интересное — применение.

Предложите ученикам придумать, где им может понадобиться новое знание и как именно оно упростит ситуацию. К примеру, ученик прочувствовал упущенную выгоду-компьютер в конце года, если совершает бездумные покупки сейчас. Теперь попросите его придумать напоминание в магазине, которое остановит его от трат. Это даст ученикам чувство удовлетворения — новое знание уже что-то меняет в реальной жизни.

Старайтесь менять контекст задачи, чтобы ученики сами находили решение и легко обращались к теории в нужный момент. Пример с магазином решили — теперь посмотрите, сколько денег вы потеряете, если вовремя не застрахуете машину. Делайте лаконичные легкозапоминающиеся выводы после каждого блока, чтобы основная идея быстро считывалась в практической ситуации, очевидная польза подогревает интерес.

Контроль

Тестируйте

Самое удобное в промежуточных тестах — лучше всего запомнится то, что вызвало трудности или ошибки. Если ученики готовятся к тестам, то повторяют и закрепляют полученные навыки, и, конечно, дают представление об общем уровне успеваемости. Не забывайте обсуждать самые популярные ошибки, если формат курса это позволяет.

Покажите полную картину

В тесты включайте максимальное разнообразие полученных знаний — идеально, если смешаете разные блоки в неожиданном ракурсе. Так студенты сами научатся находить полезную информацию из усвоенного курса и структурировать ее для себя. Хорошо, если решение не следует напрямую из теоретической базы, а заставляет задуматься.  

Дайте попробовать

Здесь уже цель не в зубрежке: сделайте отдельные задания в виде кейсов, чтобы решить задачу самостоятельно от начала и до конца. Каждое реальное задание — обратная связь для ученика, то, как он приблизился к конечной цели.  

Итоги

Разумеется, учитель может скучно транслировать то, что знает. Но нам хочется похвалить себя за решенную задачу со звездочкой, где нет очевидного решения. Поэтому играйте со своими учениками, давайте им больше свободы — неважно, на онлайн-курсе или тренинге в компании. Для этого:

  1. Узнайте свою аудиторию и ее уровень знаний;

  2. Четко описывайте цели и пути к ней;

  3. Задавайте открытые вопросы, взятые из реальной жизни — на уроке и тестах.  

Именно такой курс по финансам я планирую записать сама, когда достаточно овладею темой.

Смотрите также:

Morrison G. et al. Designing Effective Instruction

 

Рок Д. Мозг: инструкция по применению

Медина Д. Правила мозга

Тихомирова Е. Живое обучение: что такое e-learning

Статья написана на основе перевода главы из книги Р. Ганье "Принципы педагогического дизайна" от Дениса Якорева

Поделиться
Комментарии

Автор статьи

  • Мария Флейтман
    Редактор Webinar Academy