Много симуляторов хороших и разных: для учебы, работы и жизни

Поделиться

О роли симуляторов, областях применения симуляционных методик, их возможностях и перспективах рассказывает наш уже постоянный автор — Татьяна Федорова, редактор сайта и блога Simformer.com.

Мир, в котором мы живем

Сегодня мы с вами являемся свидетелями четвертой, информационной, революции. Для первой толчком стало зарождение письменности, вторая настигла нас с появлением рукописных книг, а третья «революция Гуттенберга» — с началом книгопечатания. Но, как известно, революции приводят к жертвам.

Про первые две не скажу, а вот третья принесла безработицу в стройные ряды монахов-переписчиков, каждый из которых в средневековой Европе воспроизводил более 1000 страниц «контента» ежегодно, рискуя зрением и здоровьем. Зато остальным книгопечатание принесло неоспоримую пользу в виде доступности знаний, развития системы образования и педагогики. В красном углу этой системы находились Учитель и Книга. Внимание учителя было высшей похвалой для ученика.

Генрих Немецкий и его ученики — Вторая половина 14 века

В ХХ веке все изменилось. Человечество почивало себе на лаврах, копило силы и ресурсы, а потом как рвануло, так до сих пор остановиться не может. Тут вам и радио с телевидением, и интернет с мультимедиа, и 3D с виртуальной реальностью. Полезная и нужная информация, которую мы потребляем с бешеной скоростью, перемешивается с вредной и бессмысленной.

Куда же в этом прогрессе подевались Учитель и Книга? Пали жертвами, ведь у каждой из революций они случаются. Учитель, преподаватель, профессор, тренер потеряли свое эксклюзивное право быть источником информации. Теперь им приходится завоевывать внимание, доказывать ученикам, что они этого внимания достойны. А фокусировать и удерживать это внимание на себе и предмете изучения — задача не из легких.

По данным Национального центра биотехнологической информации США, за последние 15 лет время удержания внимания сократилось в полтора раза. Специалисты называют нас с вами поколением отвлекающихся. И что же с этим делать бедному преподавателю? Применять достижения информационной революции в мирных целях и с их помощью заставить нас с вами не просто получать знания, а проживать их.

Пирамида обучения, созданная на основе исследований профессора Эдгара Дейла и его последователей, показывает, в каком направлении необходимо двигаться.

В голову приходит старая шутка о том, что преподаватель и так объяснил студентам, и этак, уже сам понял, а до них все никак не дойдет. Это довольно яркая иллюстрация жизнеспособности пирамиды Дейла. Однако кафедр для повышения квалификации на всех не хватит, поэтому снизим ставки и поговорим о симуляторах.

Первым делом — самолеты

Сами того не подозревая, авиаконструкторы дали толчок не только развитию инженерной науки, но и науки педагогической. Если хотите, чтобы что-то новое было освоено в короткий срок, с наименьшими затратами, минимальным риском и максимальной эффективностью — используйте тренажеры. Именно об этом нам твердит Эдгар Дейл с вершины своей пирамиды.

Пионеры воздухоплавания отличались, конечно, бесшабашной смелостью и отчаянным безрассудством, но к рискам они относились уважительно и стремились подготовить себя к полету насколько это было возможно. Да и авиаконструкторам было, видимо, жаль отдавать свои творения кому попало, и прототипы симуляторов — их рук дело.

Иллюстрацией к эффективности современных авиасимуляторов может служить история шведа Томаса Салме, сумевшего самостоятельно научиться управлять пассажирским самолетом. Томас мечтал о небе с детства, а денег на получение заветной профессии в семье не было. Но было упорство в достижении мечты.

Томас слушал переговоры пилотов и диспетчеров в эфире, читал руководства по управлению воздушными судами и ночами тренировался в учебном центре на симуляторе (правда, не совсем законно). Через полтора года занятий он блестяще сдал тест и был принят на работу в итальянскую авиакомпанию на позицию второго пилота. Правда, допуск к экзамену Томас получил по поддельному удостоверению, и поддерживать такое поведение нельзя.

Однако факт остается фактом: 10 000 летных часов за 13 лет успешных полетов. А наказание в виде штрафа в несколько сотен евро и годового запрета на полеты говорят нам о том, что даже суровые контролирующие органы не смогли придраться к качеству подготовки Томаса Салме.

За авиаторами подтянулись автомобилисты, механики-водители тяжелой техники, операторы атомных электростанций и нефтеперерабатывающих производств. Представители практически всех профессий, связанных с риском для жизни людей и безопасностью окружающей среды, тренируются на различного рода тренажерах.

Симуляторы спасают жизни

Прогуляемся по второй ступеньке пирамиды Дейла. Вам приходилось когда-нибудь быть «методическим пособием» для студента-медика? Мне — да. Слава богу, дело ограничилось профилактическим осмотром. Представляете цвет лица интерна, впервые входящего в операционную? Здорово, что этого не видят больные за масками: это 50 оттенков белого с разводами малинового и холодным потом.

Я наблюдала эту картину много раз в больнице, где долгие годы учил новичков ремеслу мой отец, хирург высшей категории и потомственный врач. Вот где, казалось бы, широкое поле для применения тренажеров. Но почему-то до последнего времени врачей предпочитали учить на пациентах.

Шесть лет назад даже американцы только рассуждали о необходимости введения симуляционных методов обучения врачей и медсестер, проводили исследования, критиковали барьеры на этом пути. Для нас же реалистичные медицинские тренажеры были чем-то из области научной фантастики. Сегодня во многом сказка стала былью, чему немало способствовали российские инженеры.

Современные роботы-манекены умеют дышать, потеть, кровоточить, изменять температуру тела, имитировать роды и многое другое. С их помощью отрабатываются любые вмешательства в наши с вами теплые внутренности: от установки венозного катетера до реанимационных мероприятий и сложных операций. На одном таком манекене может совершенствовать свои действия целая бригада врачей.

Такая подготовка позволяет вполовину сократить количество процедур, необходимых для того, чтобы врач достиг стандартного качества их выполнения. Для каждой процедуры есть такой эмпирический стандарт, который определяет, сколько пациентов должно пройти через руки врача, чтобы он на достаточном уровне освоил ту или иную манипуляцию. Кроме того, симуляторы позволяют произвести объективную оценку подготовки медиков. Ведь пациенты — существа субъективные, а датчики внутри робота могут дать объективную картину.

Следующим шагом в развитии медицинских тренажеров станут системы репетиции операций. Медики получат возможность загружать в такую систему данные различных исследований конкретного пациента, воспроизводить анатомию больного и готовиться к операции в условиях, максимально приближенных к боевым.

Перед врачами и пациентами открываются прекрасные перспективы. Но радость омрачает один немаловажный фактор: цена подобного оборудования существенно снижает его доступность для рядового врача. По данным РБК, стоимость одного отечественного робота-манекена достигает 5,6 млн. рублей. И все же надеемся, пациенты будут попадать к врачам, знающим, что с ними делать.

Симуляторы в бизнес-образовании

И летчики, и медики, и инженеры с операторами вынуждены в процессе обучения работать не только головой, но и руками. А это существенно влияет на уровень вовлеченности в учебный процесс. Хочешь — не хочешь, а вовлечешься, когда у тебя в перевязочной больной с травмой сидит и старательно о себе напоминает. Или будущий инженер-электрик отвлекся при сборке электрической цепи на стенде, сунул руки, куда не надо, и получил в лучшем случае бодрящий вопль лаборанта.

Даже юристам можно устроить постановочный процесс с судьями, адвокатами, прокурорами и всеми остальными положенными в этом случае персонажами. Выпал из реальности — и дело проиграно.

А что делать тем, чьи знания очень сложно применить на практике, не выходя из учебной аудитории? Тем, чье поле деятельности — организация новых бизнесов и управление существующими предприятиями самых разных отраслей? Как им представить, почувствовать, уловить, что значит быть руководителем, и вообще понять, надо им это или нет? Для этого придумали особые тренажеры — бизнес-симуляторы.

Придумали не вчера, и даже не позавчера, а в 80-х годах прошлого века. Одним из «отцов» экономических симуляторов считается немецкий психолог, профессор Дитрих Дёрнер. Он впервые использовал компьютерную игру для проведения эксперимента, связанного со способностью человека решать комплексные проблемы и необходимыми для этого качествами.

План города Лоххаузен по русскому изданию книги Д. Дёрнера

Профессор придумал виртуальный город Лоххаузен с населением в 3800 человек, часовым заводом и множеством маленьких предприятий. Каждый из 48 участников эксперимента должен был немного побыть бургомистром этого городка и достичь наибольшей степени удовлетворенности жизнью для его обитателей. Дёрнер сравнил комплексную задачу с пружинным матрасом: тянешь за пружинку, и все приходит в движение, надавливаешь в одном месте, а матрас перекашивается целиком.

В такой ситуации нельзя просто «есть слона по частям», а нужно научиться постоянно видеть всю картинку целиком — неоценимое умение для хорошего менеджера. Дёрнер описал отличия «хороших» управляющих от «плохих», то есть сделал первый шаг в создании симуляционных решений для оценки персонала.

Остается гадать, почему игровые технологии в бизнес-образовании получили широкое распространение только в последнее десятилетие? Где они были все это время?

Возможно ответ кроется в том самом перевороте образовательной реальности, с которого мы начали наш разговор. Преподавателю сейчас мало стоять на кафедре и вещать, ему надо зацепить студента. То же относится и к бизнес-тренерам, обычные методы работы которых теряют свою привлекательность для аудитории.

Цифры здесь говорят сами за себя. Зарубежные университеты любят проводить опросы работодателей на предмет их удовлетворенности уровнем подготовки студентов. Hult International Business School (США) спросили руководителей компаний, считают ли они выпускников управленческих специальностей вузов готовыми к работе. Здесь 44% опрошенных ответили «нет». Аналогичным вопросом озадачились в Британской торгово-промышленной палате и получили 55% отрицательных ответов. Даже сами выпускники говорят, что не готовы к самостоятельной карьере в выбранной отрасли. Более 40 процентов выпускников ТОР-100 университетов США не могут устроиться на работу по специальности по данным mckinseyonsociety.com.  

Почему так получается? Один из возможных ответов — обучающие и обучаемые говорят на разных языках. Что может «усадить за стол переговоров» седого профессора и безусого студента? Игра. Вот тут на академическую сцену и выходят бизнес-симуляции. Как ни странно, именно высшая школа первой раскусила преимущества этого метода обучения.

Игровые методы обучения позволяют:

Причем, игра происходит в удобной для реципиента форме. Студенты двадцать первого века выросли на компьютерных играх и социальных сетях. Они не могут 2 часа сидеть и слушать одного человека: вот оно, поколение отвлекающихся. А сделать «препода» или команду параллельного потока в виртуальном пространстве — чем не стимул.

Игра-симулятор кофейни

И сидят себе «отвлекающиеся», разгребают финансовые отчеты, выбирают поставщиков, анализируют географию с демографией для создания заводов, газет, пароходов, планируют рекламные кампании и набирают персонал, то есть делают ровно то, с чем придется столкнуться в реальной деловой жизни. И все это ручками, ручками…

А что делает преподаватель? Наблюдает за процессом, разбирает ошибки, подсказывает, где взять недостающую информацию, советует умные книжки, организовывает природные катаклизмы или аттракционы неслыханной щедрости в виде госзакупок, чтобы «отвлекающиеся» не больно-то отвлекались. И самое главное: преподаватель начинает общаться со своими подопечными на совершенно другом уровне. Ну и сам симулирует помаленьку, чтобы не ударить в грязь лицом. Причем, в этот момент он может находиться хоть на другом конце планеты.

Итак, берем одного продвинутого преподавателя — новатора, игрофикатора и вообще умницу. Берем одну онлайн платформу для бизнес-симуляций, тоже в своем роде уникальную, отличающуюся от всех остальных живой экосистемой с десятками тысяч пользователей по всему миру и LMS в придачу. И еще пару десятков студентов-старшекурсников. Задача — провести практикоориентированный курс по управлению финансовыми рисками. Преподаватель — в Вильнюсе, студенты во — Владивостоке, платформа в — онлайне.

Преподаватель пишет видеокурс, разбивает его на короткие ролики со скидкой на усидчивость «отвлекающихся», выдает порциями теорию, претворять которую в жизнь отправляет студентов в симуляцию. Кроме того, каждый модуль содержит тест, а финал курса — серия эссе о проделанной работе и расчетных заданий.

Все действия студентов преподаватель видит в симуляции, на вопросы отвечает в скайпе, тесты автоматически проверяет LMS, туда же приходят и письменные работы. В итоге — у студентов новый необычный опыт, у преподавателя — 20 успешно аттестованных студентов, у университета — инновационный курс.

Как дела в корпоративном секторе

В предпринимательстве все почти также как в бизнес-образовании. Только денег больше и времени меньше, поэтому существует великое множество симуляторов под различные задачи. Каждый симулятор выполняет свою функцию.

— Выработка навыков

К примеру, решила некая компания повысить качество «холодных» звонков. Для этого на регулярной основе надо тренировать менеджеров по продажам. А их много, и офисов, в которых они работают, тоже немало. На помощь придет виртуальный покупатель, в память которого предварительно заложена масса возможных сценариев. И будут бороться продажники с компьютером до тех пор, пока не научатся продавать снег эскимосам. Чистая тренировка навыков. Этот же подход с успехом применяют для любых «говорящих» служб — колл-центров, техподдержки, горячих линий.

— Выращивание талантов

Нестандартный подход к решению задачи очень часто становится залогом успеха. Например, компании OBI (торговая сеть формата «сделай сам») нужны порядка сотни новых квалифицированных управленцев ежегодно для обеспечения новых магазинов. Где их взять? Чтоб и управлять умели, и бизнес-процессы знали, и в товаре разбирались. Растить самим.

Для обеспечения роста создали специальные условия в компьютерной игре «Ритмен». Симуляция сумела с максимальной точностью воспроизвести жизнь типичного магазина, который получает в управление игрок. Два игровых года спрессованы в календарный месяц. За это время виртуальный директор должен добиться максимальной прибыли для своего магазина и параллельно освоить бизнес-процессы, научиться управлять продажами, логистикой, административными издержками и персоналом, опробовать различные стратегии развития. Создатели решили ещё сильнее усложнить игру и включить в неё форс-мажоры с лопнувшими трубами, претензиями покупателей и прочими радостями.

По данным компании, в результате внедрения игрового проекта на 30% уменьшились затраты на тренинги, на 85% сократилось время на обучение одного руководителя и на 10% снизилась текучесть кадров среди внешних руководителей. Компания планирует обучать до 200 руководителей ежегодно, а также использовать игру как инструмент отбора кандидатов и знакомства с бизнес-процессами в гипермаркетах. Вдобавок к таким впечатляющим результатам OBI-Россия получил премию HR-бренд 2015 года.

— Тренинг, тимбилдинг и оценка персонала

Один европейский банк решил освежить свой кадровый резерв. Сделать это нужно было. так, чтобы сотрудники ни о чем не догадались, дабы избежать ненужного сопротивления и ажиотажа. Для решения вопроса выбрали бизнес-симуляционную платформу Simformer и наших модераторов. Нашей команде был дан карт-бланш.

Мы же решили выдернуть банковских служащих из их привычной среды обитания, а затем посмотреть и оценить их реакцию. А подали это все под соусом тренинга по антикризисному менеджменту. Поле битвы — компьютерная среда, в которой моделируются типовые бизнес-процессы, функции и макро-факторы. Это виртуальный экономический мир, в котором создаются, живут своей жизнью и развиваются более 20 отраслей и 140 типов предприятий, расположенных в более чем 100 городах в 20 странах.

Более 50 000 активных участников и кропотливая работа по совершенствованию условий функционирования предприятий делают виртуальное пространство максимально приближенным к реальности. За один час в виртуальном мире проходит неделя.

Мы соединили вместе обучающий контент, динамичный игровой сценарий и бизнес-симуляцию. На выходе получили довольно жесткий квест «Корпорация в кризисе». И усложнили задачу, повысив интенсивность игровой динамики до экстремального уровня, а в качестве «побочного эффекта» получили возможность оценить стрессоустойчивость участников, сплоченность команд, выявить лидеров и почерпнуть массу полезной информации о «soft skills» сотрудников заказчика. Дело в том, что количество задач, которые необходимо было решить в течение каждого игрового шага, существенно превышало физические возможности игроков, а модераторы только усложняли эти задачи.

В итоге уже после первого раунда 8-часовой игры солидные менеджеры напрочь забыли о том, что они на тренинге и с жаром взялись за выполнение поставленных задач. Матрицу компетенций можно было прямо-таки читать с листа. Что и было сделано, а затем кропотливо зафиксировано и оформлено в развернутый отчет по каждой команде и каждому игроку. Результатом программы явились кадровые перестановки в банке.

Это лишь несколько подходов к применению бизнес-симуляций в корпоративном обучении. На основе одной только симуляции Simformer мы придумали для своих клиентов десятки разнообразных деловых игр, профориентационных программ и учебных курсов.

Отрасль образовательных игр Serious Games быстро развивается. Темпы роста рынка игровых решений составляют по разным оценкам от 15 до 20 процентов в год, а значит, скоро мы увидим еще более захватывающие новинки.

Пока же с уверенностью можно сказать одно: если хотите, чтобы что-то новое было освоено в короткий срок с наименьшими затратами, минимальным риском и максимальной эффективностью — используйте игровые методики и симуляторы.

Они помогают нам:

  • быстро внедрять инновации,

  • эффективно учиться,

  • совершенствовать навыки,

  • минимизировать риски,

  • быстрее принимать решения,

  • экономить бюджеты,

  • наводить мосты между поколениями,

  • получать объективные оценки.

 

Не зря же мудрый Конфуций сказал:

«Я услышал – и забыл, я увидел — я вспомнил, я сделал — и я понял!»

Поделиться
Комментарии

Автор статьи

  • Татьяна Федорова
    Редактор сайта и блога Simformer.com