Как преодолеть эффект стены на вебинаре

Поделиться

Онлайн-среда, хоть и кажется более гибкой и управляемой, все же имеет свои особенности. При переводе любых активностей в цифровой формат важно учитывать ряд факторов. Опираясь на ключевые исследования онлайн-коммуникаций, мы составили список из семи приемов для тех, кто ведет вебинары. Превратила исследования в практические советы автор статьи и наш главный редактор, заведующий лабораторией инновационных средств обучения русскому языку Института Пушкина — Мария Лебедева. Маше слово.



Вебинары становятся популярнее с каждым днем, но все еще не до конца осознаются как особый формат коммуникации с аудиторией. Простой неосмысленный перенос очного общения в формат вебинара не всегда оказывается эффективным. Основная причина — виртуальная «стена» между ведущим и слушателями. Вот типичные сетования вебинаристов-новичков:



  • «Все прошло хорошо, но если бы я мог видеть глаза слушателей…»
  • «Я не уверен, может быть, слушатели заснули, отвалились, параллельно что-то читают или проверяют facebook»
  • «У меня есть ощущение, что я говорю с экраном»

Знакомо? Впрочем, есть и хорошие новости: стену между ведущим вебинара и аудиторией разрушить можно. При условии, что вы знаете и учитываете специфику цифрового общения.

Что говорят теоретики

Важнейшая особенность коммуникации в цифровой среде — специфические механизмы привлечения и удержания внимания.  Немного теории, чтобы понимать масштаб проблемы.



  • Классическое исследование Филиппа Гуо показало, что внимание слушателей массовых онлайн-курсов падает в среднем после 6–9 минуты учебного видео. Если вебинар представляет собой монолог ведущего, в просторечии дистанционщиков — “говорящей головы”, то его отличия от учебного видео минимальны. А значит, что через 6-9 минут после начала вебинара есть риск стремительно терять слушателей. 
  • В цифровой среде значительно активнее работает ориентировочный рефлекс — механизм реакции на неожиданные внешние раздражители. «Что такое?!» — говорит наш мозг, когда на экране вдруг всплывает уведомление о новом сообщении, а соцсети сообщают о новых комментариях и лайках. Когда вы ведете вебинар, все эти дистракторы конкурируют с вами за внимание слушателя. Выигрывает тот, кто ярче, громче, неожиданнее и быстрее.
  • Цифровая коммуникация полимодальна. Сложный термин означает простую вещь: на экране мы привыкли взаимодействовать одновременно и с текстом, и с картинкой, и с видео, и со звуком. Запахи и тактильные ощущения пока не работают (впрочем, до поры до времени). Не используете полноценно все модальности — не вовлекаете слушателя.
  • Цифровая коммуникация прагматична. С экрана мы лучше воспринимаем детальную информацию — интересные нам факты, ключевые слова,  полезные инструкции. Как показывают исследования, именно в цифровую эпоху развилось умение быстро распознавать потенциальную значимость контента. Кроме того, именно ориентация на практику помогает связать онлайн- общение с оффлайновой жизнью нашей аудитории. Варианта только два: «Узнай — и тут же примени» или «Закрой компьютер и забудь».
  • Цифровая коммуникация предполагает сразу много разновидностей. Вебинар похож одновременно на общение:

– массовое, аналогичное телеэфиру (или радиоэфиру, если слушатель отвлекся и не смотрит на экрана;
– публичное, аналогичное лекции, семинару, презентации;
– межличностное, в том случае, если мы используем адресность, например, в чате или в поствебинарном общении

Это значит, что при правильной подготовке мы можем задействовать преимущества каждого типа общения. Например, исследование Высшей школы экономики показало, что привлечение гостя в учебное видео значительно повышает интерес студентов. Узнаете, откуда прием? Верно, из ток-шоу. 



Что применяем на практике

Теперь ясно, что происходит по ту сторону экрана. Понимая природу коммуникации на вебинаре, можно тестировать различные приемы вовлечения и удержания внимания слушателей.

1. Организуйте диалог

Старайтесь каждые 6-10 минут переключаться из режима «говорящей головы» в режим собеседника. Если есть возможность, дайте нескольким участникам высказаться вслух. Активно используйте чат, опросы, работу с белой доской или с вашей презентацией. Пусть слушатели говорят, пишут, рисуют.

Совет Webinar Academy:

Слушатели могут писать не только в чат, предложите им более вовлекающий и удобный способ. Пример — преподаватель по редактированию просил найти ошибки в тексте со слайда и исправленный вариант прислать в чат. Всё это происходило неуклюже: в чат сыпались большие куски текста, студенты перебивали друг друга, преподаватель не мог увидеть все варианты. Гораздо эффективнее упражнение стало получаться, когда вместо чата студенты прямо на слайде выделяли маркером ошибки и над ними вписывали свои варианты исправления.

2. Просите обратную связь

Важно в самом начале вебинара задать такой тон общения, при котором участникам будет легко взаимодействовать с вами. Вовлекайте вопросами о мнении слушателей про все на свете: про предмет разговора, про ваш вебинар, про ваш способ подачи информации, про задание, которое вы только что дали.

3. Сделайте содержание полезным

Вместо стандартного опроса в начале вебинара «слышно/видно?» или «откуда вы?» спросите участников об их ожиданиях. Постарайтесь максимально подстроить содержание под их потребности, даже если вам придется немного импровизировать.

Опыт Академии:

Хороший способ такого взаимодействия использует Владимир Казаков, один из преподавателей Webinar Academy. В начале вебинара он уделяет 10 минут знакомству со своей аудиторией: изучает состав слушателей и их основные цели. Но чтобы не потеряться в очень разных, иногда полярных и многословных ответах, Владимир использует форму опроса. Почти как в автоответчиках: «Если вы проводите вебинары для обучения, напишите в чате цифру 1, если для бизнеса — цифру 2». Даже немногословные слушатели в такой форме легко рассказывают о себе, а ведущий в это время собирает обобщенную статистику по аудитории и знает, на чем делать акцент.

4. Покажите участникам маршрут вебинара

Разбейте все время вебинара на «шаги» и покажите эту траекторию в начале встречи. После каждого шага вместе с участниками сверяйте, где вы находитесь, сколько уже прошли (а значит, что уже знаете, умеете) и что ждет впереди. Этот прием, с одной стороны, геймифицирует вебинар, а с другой — разбивает большой объем информации на маленькие кусочки для удержания внимания.

5. Организуйте работу в поле

Если возможно, включите в программу одно-два задания, в которых участникам нужно будет оторваться от вебинара, сделать что-то на стороннем ресурсе в интернете (найти информацию, пройти тест, оценить сайт) или в оффлайне (спросить у коллег, нарисовать на бумаге). Только не забудьте четко обговорить время, к которому надо вернуться на вебинар. При этом обязательно объясните цель этих действий и результат, который хотите получить.

Отлично работают задания, где нужно нарисовать что-то, сфотографировать и прислать в чат или даже показать, поднеся рисунок к камере. Примеры таких заданий мы наблюдали и на вебинарах по психологии, и на тренингах преподавателей, и, конечно, в курсах, посвященных дизайну.

6. Пригласите гостя

Это может быть реальный гость — второй ведущий, который подключится в определенное время и которого вы представите как эксперта. Слушатели иногда плохо формулируют вопросы, стесняются их задавать — вы им поможете, заранее подготовив свои вопросы. Если очно гостя пригласить сложно, найдите полезное видео-интервью с экспертом и перед показом расскажите, на какие вопросы он даст ответы.

Мой личный опыт:

Я использовала этот прием в своем онлайн-курсе по межкультурной коммуникации. Вместо того, чтобы самой рассказывать про адаптацию студентов в России, я пригласила на вебинар в качестве второго спикера свою студентку из Вьетнама, которая уже несколько лет училась в России. Мы разыграли интервью, и могу точно сказать — активность слушателей была гораздо выше, чем на обычном вебинаре. Они задавали вопросы, сопереживали гостье, узнавали в ее рассказе те вещи, которые мы обсуждали в теории — не об этом ли мечтает каждый преподаватель?

7. Используйте эффект неожиданности

Включите в презентацию смешной ролик, вместо статичных картинок используйте гифки, не задерживайтесь долго на одном слайде. И помните, ваш главный конкурент — соцсети, где изменения и обновления происходят мгновенно.

Опыт Webinar Academy:

Глуб Шулишов, специалист по вебзентациям, даже статичному слайду добавляет динамики за счет появления новых объектов: текстовых блоков, фигур, картинок. 

Разумеется, список открыт. Какие приемы, специфические для цифровой коммуникации, вы используете в своей работе? О каких приемах вы хотели бы узнать подробнее на примере конкретных кейсов? Поделитесь с нами — и мы расскажем о них в следующей статье!

Поделиться
Комментарии

Автор статьи

  • Мария Лебедева
    Заведующий лабораторией инновационных средств обучения Института Пушкина, Главный редактор "Вебинар-Академии"