Дистанционное обучение: основные понятия простыми словами

Поделиться

Дистанционное образование активно развивается и уже переняло большинство форматов взаимодействия у очных лекций и семинаров. Чтобы эффективно учить или просто учиться в онлайне, важно понимать, какую ценность может дать каждый из видов дистанционного образования. Разобраться в этом помог эксперт в сфере дистанционного обучения, автор книги "Прибыльное дистанционное обучение на практике" Андрей Ковалёв. Ему слово.

В этой серии статей я постараюсь дать основные понятия, связанные с созданием и продвижением онлайн-курсов, простым человеческим языком и без сложной терминологии. Для начала — несколько важных оговорок:

  • Я не претендую на истину в последней инстанции. Моя задача — поделиться своим практическим опытом в сфере дистанционки (занимаюсь этим с 2010 года) с точки зрения организатора онлайн-курсов;

  • Формулировки и понятия я привожу жизненно-практические, а не юридические, поскольку именно в этом цель статьи — чтобы вы поняли суть;

  • То, о чем я пишу, основано на практике и направлено на практику.

Итак, что такое дистанционное обучение и какое оно бывает?

Будем называть дистанционным обучением любой формат передачи знаний, при котором используются цифровые каналы связи (в основном, интернет), а преподаватель и ученик находятся в разных местах.

Рассмотрим 3 варианта реализации дистанционного обучения, в зависимости от формы взаимодействия преподавателя и ученика:

  • Синхронное обучение

  • Асинхронное обучение

  • Комбинированное обучение

Синхронное дистанционное обучение

Это форма, при которой преподаватель и студенты одновременно вовлечены в процесс обучения. Примеры: вебинар, видеоконференция (Skype и прочее), онлайн-чат. Все вместе "сидят" в некотором виртуальном пространстве и обмениваются информацией. Плюс такого формата — интерактивность: можно влиять на происходящее и получать обратную связь от преподавателя. Если такое обучение проводится в группе, то появляется еще и групповая динамика: становится веселее, повышается мотивация. Минусы: меньшая гибкость, привязанность к расписанию и конкретному преподавателю, необходимость собирать группы.

Асинхронное дистанционное обучение

Форма, при которой контакт между студентом и преподавателем осуществляется с задержкой во времени. Примеры инструментов: электронная почта, "упакованные" курсы в электронных системах обучения, подкаст, скринкаст, блог. Обычно преподаватель готовит и структурирует материалы для изучения, а студенты получают к ним доступ и обучаются, как правило, по свободному графику. Плюсы: гибкость (доступность такого обучения для любых студентов из любой точки мира в любое время), возможность выбирать порядок и график изучения, возможность запускать даже по 1 студенту на обучение за раз, т.е. группы набирать не обязательно. Минусы: необходимость подготовки учебных материалов, а также покупки или аренды специализированного программного обеспечения.

Комбинированное обучение

Как можно догадаться, это комбинация синхронного и асинхронного. Если составить правильный "коктейль" — получается очень здорово. Например, 2 вебинара в неделю по расписанию + доступ к личному кабинету ученика, где выложены лекции, видео и тесты. В таком случае эффективность обучения может быть даже выше, чем при очном обучении.

В любом случае, формат зависит от поставленных целей. Синхронное обучение помогает держать слушателей в тонусе, плотнее коммуницировать и взаимодействовать группами. Ассинхронное — давать больше материалов и свободы в их освоении.

В следующей статье я расскажу более детально про асинхронный формат обучения.

Поделиться
Комментарии

Автор статьи

  • Андрей Ковалёв
    Эксперт по онлайн-образованию, основатель Смарт Платформы