Индуктивное обучение

Индуктивное обучение

Поделиться

Учитель создает проблемную ситуацию и предлагает ученикам решить ее самостоятельно. Они ищут информацию, находят закономерности, делают выводы и обобщения.

Они ищут информацию, находят закономерности, делают выводы и обобщения. Преподаватель выступает в роли наблюдателя: следит, чтобы они двигались в нужном направлении и пришли к правильным выводам, после чего знакомит с теорией. Методика возникла в противоположность дедуктивному обучению (от общего к частному), где сначала изучают теорию, а потом закрепляют ее на примерах и практике.

Индуктивное обучение эффективно, когда материал лучше усваивается на основе практических примеров, через личный опыт. Для этого он должен быть достаточно простым для понимания и наглядным.

Например, вместо того, чтобы заучивать классические теоремы евклидовой геометрии, можно предложить школьникам самостоятельно выявить их закономерности. Вывод отпечатается в памяти гораздо лучше, так как они пришли к нему сами. При этом к формулированию положений общей теории относительности обучающихся подвести сложно, здесь требуется не личный опыт, а абстрактное мышление.

В индуктивном обучении можно применить разные подходы:

  1. Проблемно-ориентированный (Problem-Based Learning) — обучение в процессе решения проблемы. Ученики получают сложную, нестандартную задачу без готовых ответов, изучают информацию о проблеме, ищут источники получения недостающих знаний, вырабатывают собственное решение.

  2. Проектное обучение (Project-Based Learning) — этот подход похож на предыдущий, но решение задачи упаковывается в форму учебного проекта с четко обозначенными сроками и результатом в виде доклада, презентации, исследования, арт-проекта, видео.

  3. Метод управляемых открытий (Discovery Learning) – прохождение учениками упрощенного пути первооткрывателей законов. Они находят недостающую информацию, проводят опыты, взвешивают факты, устанавливают логические связи и приходят к выводам. Чтобы "открытие" произошло, учащиеся должны быть мотивированы, а учитель должен организовать учебную ситуацию, предоставляющую простор для исследования, эксперимента и открытия.

Достоинством индуктивного обучения является глубокое и прицельное формирование практических навыков. Теория становится продолжением опыта обучаемого, ложится на подготовленную почву из проб и ошибок.

Недостаток индуктивного обучения в том, что оно требует больше времени, нежели стандартные методики и большей самостоятельности от обучаемого.

Поделиться