Геймификация

Геймификация

Поделиться

Геймификация (игрофикация) — применение игровых приемов в образовании. В основе лежит идея о том, что принципы, которые делают игры увлекательными, можно перенести в обучение.

Геймифицированный процесс обучения состоит в достижении небольших, понятных целей (набор очков, выполнение “ачивок” – от англ. achievements, достижения) и получении за это вознаграждения (повышение уровня, бэйджи). Действует принцип мгновенной обратной связи: обучаемый чувствует свой прогресс, это его мотивирует.
Одна из наиболее распространенных методик внедрения элементов игры в образовательный процесс – использование системы PBL (Points, Badges, and Leaderboards): очки, бейджи и таблицы лидеров.

  1. Очки зарабатываются совершением необходимых действий в обучающей программе (прохождение курса, правильные ответы на вопросы теста).

  2. Бейджи выдаются за определенную комбинацию действий и обычно имеют соответствующее название и визуальное решение (бэйдж “Хорошее начало” за первый пройденный курс, “Чемпион” за прохождение тестов первого уровня с максимальным количеством баллов). Обучающийся видит все бейджи, которые можно заработать в игре, и знает, к чему можно стремиться.

  3. Рейтинги и таблицы лидеров демонстрируют обучаемому его прогресс по сравнению с другими.

Сторонники геймификации указывают на преимущества игровых методов в обучении:

  • Психологический прием поощрения «внутреннего ребенка» прост и действенен: обучаемый получает удовольствие от игры, ощущает себя победителем. Это действует как позитивное подкрепление при усвоении материала.

  • Продуманная система поощрений, стремление к личным достижениям и элемент соревнования разжигают интерес обучаемого, вовлекают его в образовательный процесс, значительно повышая мотивацию.

  • Снижение страха ошибки. Завалить контрольный тест страшно, сделать неверный шаг в игре — нет. Игровой контекст учит не бояться получать новый опыт.

Противники геймификации возражают:

  • Обучение само по себе содержит элементы игры – хороший преподаватель играет с учеником, разжигая интерес и подталкивая к собственным открытиям.

  • По-настоящему мотивирует только полномасштабная, детально проработанная (и дорогостоящая) обучающая игра, а отдельные элементы геймификации, вроде виртуальных баллов за решенные задачи, не так интересны.

Поделиться